Перелет на СЛА по Великому Шелковому пути

Ассоциация легкой авиации Республики Казахстан (АЛАРК) выступила инициатором перелета по Великому Шелковому Пути на территории Казахстана. Изначально выбрали инициативную группу, в которую входили Генеральный секретарь АЛАРК С.А. Пысларь, президент ФДС О.В. Проскура и М.П. Черкасов.

Разработали маршрут перелёта по карте. Решили начать перелёт из г. Талды-Курган и разбить его на несколько этапов для дозаправки аппаратов и отдыха. Маршрут Талды-Курган - Алма-Ата - Бишкек - Тараз - Туркестан составил общей протяжённостью 1080 км.

Перелёт запланировали на начало октября, но в связи с переносом сроков празднования 1500-летия г. Туркестан перенесли его на 15…19 октября 2000 г.

В начале сентября инициативная группа выехала на рекогносцировку маршрута. Так как маршрут пролегал через три гряды гор, решили по погоде делать три этапа, так как метеоусловия в это время года очень смущали инициаторов. Проехали на машине весь маршрут от г. Талды-Кургана до г. Туркестана. С помощью GPS поставили точки ППМ, чтобы облететь препятствия, такие как горные хребты и большие, более 30 км в ширину, водные пространства.

В крупных городах встречались с представителями городских и областных администраций, договаривались о содействии в помощи организации перелёта и быта пилотов. На всякий случай узнавали местонахождение ближайших больниц и их возможности. Так как изначально перелёт собирались делать соревновательным, по маршруту следования отмечались всевозможные скрытые и неизвестные ППМ, которые находились в стороне от маршрута до 20 км.

После проезда по маршруту очень большие сомнения вызвали перевал Курдай и перевал Куюк между г. Таразом (бывший Джамбул) и Чимкентом. После консультации с метеорологами выяснили, что из-за Y-образного расположения хребтов на перевале Куюк, находящегося в самом центре схождения хребтов, сходятся три погоды и три ветра, которые всё время стараются друг друга перебороть, а визуально (по деревьям и домам) наблюдалась очень высокая турбулентность. Но это на уровне перевала, который находится на высоте 1150 м над уровнем моря, а что выше - визуально не увидеть, но представить можно. Решили, если будет смена погоды, через перевал не полетим.

Руководителем перелёта назначили председателя комитета СЛА У.Ж. Кенесбаева.

14 октября 2000 г. в Алма-Ате на бывшем аэродроме ДОСААФ Байсерке собрались желающие участвовать в перелете. Очень жаль, что по независящим от них причинам не смогли принять участие все желающие пилоты, имеющие дельталеты и микросамолеты, хотя они были.

Собрались восемь экипажей дельталетов из Алма-Аты и Кокчетава, ( авиакомпания "Астык-Авиа" и ТОО "Аспан" ) . Добравшись до Талды-Кургана, собрали технику, провели технический осмотр и мандатную комиссию. Прогноз погоды был неутешительным. Все пилоты дельталетов - химики и имеют опыт полетов в сумерках и даже ночью. По погодным условиям РП разрешил облет дельталетов в сумерках. Все аппараты были снабжены фарами, и потому было очень красиво и интересно смотреть, как эти светлячки летают в сумеречном небе над импровизированным аэродромом, который предоставила и оборудовала администрация г. Талды-Курган. После ужина провели открытие, так как старт планировали на 7 час. 30 мин. утра 15 октября. На предварительной подготовке определили маршрут первого этапа со всеми ППМ, объяснили условия перелета через перевал Архарлы (отрог Джунгарского Алатау), а поскольку микросамалетов не было, отпала необходимость давать координаты запасных аэродромов по маршруту. Ночью опустилась облачность и пошел мелкий обложной дождь. Перевал был закрыт. После томительного ожидания погоды получили неутешительный прогноз синоптиков. К большому сожалению администрации г. Талды-Курган, так как собралось много зрителей в ожидании увидеть старт СЛА по Великому Шелковому пути. Первый этап перелета пришлось отменить по метеоусловиям и выдвигаться на машинах в Алма-Ату. По дороге в Алма-Ату на перевале Архарлы был туман и на всем протяжении шел холодный дождь. Пилоты, особенно прибывшие из других областей, были расстроены. Разгрузились на аэродроме Байсерке, а ночью и того хуже, пошел снег и продолжался весь следующий день.

17 октября, утро, пасмурно. Настроение - ноль. Перелет сорван. Осталось два дня до начала праздника в г. Туркестан. К обеду выглянуло солнышко и снег моментально растаял. Принимаем решение стартовать. В 15 час. 10 мин. 17 октября 2000 г. был дан старт по Великому Шелковому пути с аэродрома Байсерке через село Карой с посадкой в Актереке (дельтапланеристы знают это место при полетах с Ушконура как "Кемпинг"). Протяженность маршрута составила 154 км. Актерек находится перед перевалом Курдай в 30 км. Посадку производили на отвилок дороги с трассы Алма-Ата - Ташкент. Сразу же примчались ошеломленные гаишники, но с ними быстро договорились и они помогли, перекрыв движение на трассе, припарковать на стоянку восемь дельталетов. От удивленной публики не было отбоя. После обеда в Кемпинге решили, что в связи с уменьшением срока перелета из-за непогоды нужно использовать все светлое время суток, чтобы вовремя успеть к сроку 19 октября. Ранее запланированные этапы перелета уже не подходили, и пришлось импровизировать. К селу Мерке мы не успевали. Бишкек, так как это столица Киргизии, а в Киргизии идут боевые действия, вообще убрали из маршрута. До наступления темноты оставалось около двух часов. По метеосводкам и визуально на перевале погода хорошая. На предполетной подготовке ставлю как РП маршрут: Актерек - мост на реке Чу. Протяжённость составила 106 км. Расчёт оказался верным и до темноты все аппараты прибыли в заданную точку маршрута.

Хочу отметить, что питание во время перелёта у части экипажей было свое, так как перелет транспортом и ГСМ обеспечивали авиационно-химические фирмы Казахстана, имеющие дельталеты. На всем протяжении маршрута пилотов сопровождала квалифицированный доктор-реаниматор Оксана Зверева, которая перед каждым вылетом проводила медицинский контроль.

Заночевали и поужинали на стоянке дальнобойщиков у берега реки Чу. До полуночи я как РП и руководитель перелета У.Ж. Кенесбаев в связи со сбоем в этапах перелета ставили маршрут на следующий летный день.

Утром 18 октября после завтрака и почему-то затянувшихся сборов (из-за инея на крыльях, ночью было холодно) провел предполетную подготовку и поставил маршрут в 210 км: река Чу - с. Мерке - пос. Акчулак (это в 20 км перед г. Тараз). Руководитель перелета еще рано утром уехал в Тараз, чтобы сообщить о нашем прибытии и подготовить посадку. В11 час. 20 мин. утра стартовали прямо с трассы с небольшим, 3-4 м/с, боковым ветерком. В 14.00 вся группа удачно приземлилась в пос. Акчулак. После короткого совещания решили, что в связи со сжатыми сроками в Таразе остановок делать не будем и продолжим перелет. Перед нами лежит город Тараз, а за ним высокий перевал Куюк, на котором сходятся три ветра. После предполетной пускаем вперед одну машину сопровождения с рацией, чтобы доложить фактические метеоусловия на перевале. Над перевалом висит сплошная высокая облачность, а ближе к хребту Таласского Алатау она свинцовая, ветер попутный. На предполетной ставлю маршрут для облета города, далее к перевалу, а перевалив хребет, тут и до г. Чимкента недалеко. Маршрут в 210 км через четыре ППМ казался наиболее сложным, так как проходил над хребтом высотою 1500…1800 м над уровнем моря. Поблагодарив бывшего пилота вертолета, боевого летчика, прошедшего Афганистан и имевшего много боевых вылетов, Александра Андреева за организацию встречи пилотов в Акчулаке, мы отправляемся в путь. Из машины на перевале идут сообщения об усилении стокового ветра с гор, а значит - о турбулентности внизу. Облетев Тараз на заявленной высоте, перед перевалом вся группа начинает набирать высоту и успешно преодолевает хребет. Созвонившись с нашим представителем Рафаэлем Жарковым, выясняем, что погода в Чимкенте предфронтовая, идет теплый фронт, и нас в месте указанной площадки ожидает пресса. Посадку, согласно предполетным указаниям, произвели на асфальтированную дорогу недалеко от Чимкентского ипподрома. Набежали журналисты, куча детворы и любознательных зевак. Все с большим интересом расспрашивали о дельталетах и их стоимости. Восток дело тонкое!!!

Администрация Чимкента, ссылаясь на занятость в подготовке праздника в Туркестане, в помощи нам отказала, предоставив лишь пропуска на машины в дни праздника. Понять их можно, все-таки не один президент прибудет на праздник. Но зато военные радушно приняли нас на авиационной базе аэропорта г. Чимкент, пообещав нас накормить и приютить на ночь. Мы согласились, недолго думая, но с большими трудностями, чтобы освободить от детворы и взрослых взлетную полосу, после короткой предполетной перелетели в Чимкентский аэропорт, где и заночевали. А ночью пошел сильный дождь.

Утро 19 октября 2000 г. Низкая облачность. Ветер слабый. Иногда слегка моросит дождь. Тепло. Получив добро на полеты, попрощались с радушными хозяевами авиабазы после предполетных указаний. Как приятно после дождя стартовать с бетонки аэропорта, а не с грязной проселочной дороги с риском потерять на разбеге винт. Взлетаем, и через один ППМ выходим на финишную прямую к городу Туркестан. По пути прошиваем два или три небольших дождика и вот он перед нами - г. Туркестан с его знаменитым и прекрасным по архитектуре мавзолеем Ясови. Делаем круг над окраинами Туркестана, мавзолей с его голубыми куполами выглядит величественно и лежит, как на ладони. Посадку произвели на объездную дорогу. Пришлось на посадке выключать двигатели, так как дорога каменистая и еще сырая. Весь маршрут пройден успешно. УРА!!!

Администрация г. Туркестан позаботилась о питании всей группы, состоящей из 22 человек. Хочу отметить, что три экипажа, два из города Кокчетав ( Ш. Умбетов, Е. Кунгурцев, А. Булгаков,
Ю. Емельянов
) и один из Алма-Аты, летели на двухместных аппаратах. На одном из аппаратов весь перелет в качестве оператора летел и вел видеосъемку скромный и очень вежливый Сергей Столбовой. Примчалось республиканское телевидение "Хабар" и запечатлело то, что свершилось. Отважные оператор и девушка-комментатор из "Хабара" рискнули совершить свой первый полет на дельталете в качестве пассажиров, а после приземления в их глазах и возгласах был неописуемый восторг от полета. К сожалению, нас не включили в сценарий праздника, хотя АЛАРК делал потуги в этом направлении. Разрешили прыгнуть только парашютистам. Казахстанские руководители с опаской относятся к СЛА, но, тем не менее, на борьбу с саранчой приглашают нас с удовольствием.

После ужина в Туркестанском военкомате, надо выразить им большую благодарность, мы отправились на экскурсию к мавзолею Ясови. Это грандиозное зрелище. У мавзолея поклонники мусульманской религии производят свои обряды. Небольшая экскурсия после перелета - это был верх блаженства. А потом заключительный банкет на свежем воздухе в чистом поле.

Немного о подготовке и перелете. Надо сказать, что подготовка и перелет прошли немного сумбурно. Подготовка проводилась в бешеном темпе: рекогносцировка, карты маршрута, точки ППМ, радиосвязь, все было подготовлено в нереально малые сроки. По итогам перелета: жалко первый невыполненный этап Талды-Курган - Алма-Ата. В остальном же грешить не на что, погода нам очень помогла, особенно для прохождения перевалов. Весь маршрут составил 830 км, а встречный ветер был только на последнем участке маршрута. На заключительном банкете руководители перелета благодарили пилотов, а пилоты, в свою очередь, благодарили руководство и обслуживающий персонал. На следующий год все согласились участвовать в перелете по Великому Шелковому пути Пекин - Стамбул. Это, конечно, если получится. В перелете летали дельталеты фирм "Аэрос" (Киев), "Красные Крылья" (Таганрог), а также аппараты казахстанских производителей ( ТОО "Аспан", г. Кокшетау ). Все машины перелет выдержали с честью и показали высокое качество принципиально новой техники и ее надежность, а также мастерство пилотов.

М.Черкасов (Алма-Ата, Казахстан) ( комментарии в скобках - Е.Емельянов )



ТОО "Аспан". Производство и ремонт средств малой авиации ( мотодельтапланов ) и оборудования для авиахимработ.

Авиакомпания "Астык-Авиа"

Web-portal @Kokshetau Online