К 175-летию г. Кокшетау


Хроника в документах

Настал День Победы. Отгремела Великая Отечественная война. 19 августа 1945 года в Кокчетав прибыл первый эшелон, доставивший воинов-победителей. Встречать их на перрон пришли почти все жители города. С первых дней фронтовики возвращались на свои рабочие места. Повсеместно предстояло налаживать народное хозяйство, переводить его на мирные рельсы. В марте 1946 года на сессии Верховного Совета СССР был принят четвертый пятилетний план. К этому времени изменился статус Кокчетава.Теперь областному центру требовались тысячи рабочих рук. Начинали создаваться предприятия по переработке местного сырья, производству товаров народного потребления, продуктов питания и многое другое, что необходимо было для трудящихся области. Горожане с пониманием приступили к выполнению предстоящих задач. В конце 1946 года Механический завод перешел в ведомство Министерства легкой промышленности и стал выпускать оборудование и изделия для швейной и обувной промышленности. За годы 1946 - 48 гг. завод поставил около 20000 швейных машин, на которых трудились десятки тысяч рабочих, выпуская одежду и обувь для населения. В 1948 году завод был передан в подчинение Министерства машиностроения и приборостроения. С этого времени он стал специализироваться на выпуске весоизмерительной продукции. Успешно преодолевая трудности, горожане добивались больших результатов, чем в довоенные годы. Например, Кокчетавский горбыткомбинат, возглавляемый Гениным Борисом Абрамовичем, четвертую пятилетку (1946 - 50 гг.) завершил за 3 года и 10 месяцев и был занесен в Книгу Почета Кокчетавского облместпрома и обкома профсоюза рабочих местной промышленности. В этот период были построены и введены в эксплуатацию кирпичный завод, 2-этажное здание сапожного цеха, реконструирован и расширен швейный цех, построена кузница на 10 горнов, построено здание пищевого цеха (мельница, просорушка, маслобойка), помещение сапоговаляльного цеха, все цеха были механизированы большой и малой механизацией, дополнительно в 1948 году вступила в строй построенная электростанция в 60 кВт, что обеспечило все агрегаты своей мощностью и светом. В 1947 году была отменена карточная система на все промышленные и продовольственные товары, это способствовало укреплению покупательской способности жителей города, увеличилась сеть государственной и кооперативной торговли. В начале 50-х годов крайней улицей города со стороны железнодорожного вокзала была застраивающаяся улица Первого мая, ныне М. Габдуллина. Между городом и вокзалом был пустырь.
f26.JPG
Совет Министров Каз. ССР рассмотрел Постановление N513 от 31 июля 1954 года "О строительстве и благоустройстве города Кокчетава", и был принят генеральный план развития областного центра. Сюда входил и план изыскательских и проектных работ на 1955 год, разработка проектно-сметной документации на проведение водопровода и канализации. Выделено 45 тыс. рублей на озеленение и 100 тыс. рублей на строительство моста через Копинку, пересекающую город. В соответствии с этим решением было намечено строительство гормолзавода, мясокомбината, универмага, книжного магазина и т.д. Чтобы осуществить все намеченные планы строительства, в ноябре 1954 года был создан трест "Кокчетавстрой" . Его первым управляющим был Иван Корнилович Левченко. Трест размещался в старом одноэтажном здании по улице Островского. Основу специалистов, рабочих составляли молодые люди, прибывающие на целину с разных концов страны. В их числе были Л. И. Козлов, Т. А. Савенко и многие другие. Первый палаточный городок строителей был разбит на берегу речки Копинки рядом с мостом недалеко от современного элеватора. Этот район до сих пор называют палаточным городком (на этом месте построены многоэтажные дома). В 1958 году на базе горпромкомбината в Кокчетаве была создана швейная фабрика, которая была названа именем "40 лет комсомола", она уже тогда выпускала продукцию широкого ассортимента свыше 40 наименований. С 1965 года фабрика специализировалась на выпуске мужских и детских сорочек. Через год, в 1959 году, вступил в строй Завод кислородно-дыхательной аппаратуры, выпускающий аппараты для искусственного дыхания, ингаляторы, применяемые в медицине. В начале 1954 года в городе была одна автопассажирская линия, протяженностью 6 километров, ее обслуживали 2 автобуса, несколько такси. В 1956 году протяженность автопассажирских линий в городе составила до 20 километров, их обслуживали 12 автобусов, около десятка такси. К концу 50-х годов соответственно генеральному плану развития города Кокчетава были построены здания кооперативного техникума, Дворца железнодорожников, Дома культуры мехзавода, магазины и др. Жители области получили 3-этажный корпус областной больницы с полным комплектом медицинского оборудования. Улицы стали застраиваться многоэтажными (в основном 3-этажными) жилыми домами, заасфальтирована была центральная улица К. Маркса. Город с вокзалом постепенно соединялся жилым массивом. Изменялась центральная площадь города. В 1957 году построили здание Дома Советов (сейчас Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды). 25 января 1949 года по улице Дзержинского у подножия горы был основан мемориальный музей В.В.Куйбышева. Организатором и директором музея с 1948 - 1982 гг. была Елена Владимировна Куйбышева (сестра В.В.Куйбышева). По переписи населения в 1959 году вместе с пристанционной частью города количество жителей в Кокчетаве составило 52,9 тыс. человек (1949 г. - 26 тыс. человек). В эти годы в городе издается две областные газеты - на казахском языке "Кокшетау правдасы", на русском языке с 1944 года "Сталинское знамя", с 1956 года она переименована в "Кокчетавскую правду", с мая 1963 года в "Степной Маяк". В 1959 году за достигнутые успехи в области сельского хозяйства Кокчетавская область была удостоена высшей правительственной награды того времени - ордена Ленина, в этом был немалый вклад и тружеников города Кокчетава.
f25.JPG
В марте 1960 года город Ленинград взял шефство над нашей областью, в том числе два крупнейших района города Ленинграда - Дзержинский и Куйбышевский - взяли шефство над городом Кокчетавом.

Материалы предоставлены Кокшетауской городской газетой "РИСК-БИЗНЕС" с согласия автора - Кунанбаевой Алмы Сунгатовны, научного сотрудника Кокшетауского Историко-Краеведческого Музея.
Прекрасные фотографии Борового предоставлены Приходько Петром Анатольевичем.

В главную страницу . Назад Дальше


counter kokshetau.online.kz



free counters