Сказка глупая: рыбы станут по небу летать. Сказка печальная: не видать нам своей копии, исчезнем без остатка. Сказка докучная: пролез робот через дверцу, а за ней -- дверца. И на закуску -- про лис, волков и медведей с человеческим нутром. Пойдите проверьте, какого цвета ваши тени под глазами...

Кто будет жить вместо нас?

Огромные кальмары заселят сушу, в небесах будут порхать рыбы-убийцы, строя гнезда на высоких скалах, а по вечным льдам побредут тигры, превратившиеся в медведей. Ловить кальмаров, отбиваться от рыб и охотиться на тигров станут разумные потомки наших бабуинов.

Путаница а-ля Корней Чуковский, только зловещая, -- плод фантазий 16 ученых-эволюционистов, которых попросили предсказать: кто будет заселять Землю через несколько миллионов лет.

Их измышления лягут в основу нового телевизионного сериала "Дикое будущее". А строятся они на основе предполагаемых климатических и географических изменений Земли. Вполне возможно, что Средиземноморье и бассейн Амазонки станут пустынями.

Странно, куда занесла ученых фантазия. Никто почему-то не вспомнил тот факт, что тараканы живехоньки уже 300 миллионов лет. Так что в далеком бесчеловечном будущем более вероятны гигантские сухопутные тараканы, летающие тараканы-убийцы с гнездовьями в горах, тараканы, прокладывающие дорогу во льдах, и разумные прусаки.

Клонирование -- это не для людей

Когда там итальянское светило Северино Антинори планировало принять роды первого человеческого клона? Кажется, в ноябре. В секте раэлианцев работа по созданию искусственных младенцев идет полным ходом. А тем временем в институте биомедицинских исследований Бостона в очередной раз заявляют: люди плохо приспособлены для клонирования.

В этот раз ученые обследовали 10 тысяч генов (больше, чем когда-либо) клонированных мышей. И обнаружили, что отклонения есть в каждом 25-м гене. Какими бы здоровыми ни выглядели новорожденные "копии", все они в скором будущем начинают страдать пневмонией, болезнями печени и ожирением.

Вполне возможно, что результаты нового исследования станут последним гвоздем в крышку гроба для идеи клонировать человека.

Метеорит прилетел из-под Земли

Осколки так и не попались никому: ни профессионалам, ни любопытным добровольцам, которые бродили по тайге в месте падения Тунгусского метеорита. Удар, эквивалентный взрыву атомной бомбы в 50-мегатонн, который случился почти сто лет назад, -- 30 июня 1908 года -- всегда вызывал споры на тему "комета или астероид". Однако новосибирский геолог Владимир Епифанов считает, что на событие надо посмотреть буквально с другой стороны.

Возможно, тайгу взорвало не сверху, а снизу! Все дело в геологических особенностях бассейна Подкаменной Тунгуски. Под мощным базальтовым слоем в районе метеорита хранятся большие запасы нефти, газа и газоконденсата -- еще с тех времен, когда жидкие камни изливались из многочисленных вулканов. Один из древних кратеров находится в аккурат под эпицентром взрыва.

Итак, газо-нефтяная смесь, находившаяся под высоким давлением, выстрелила наверх. Из частиц пыли в высоких слоях атмосферы образовался электрически заряженный аэрозоль, и в газовом выбросе начался пожар. Огненный шар полетел к земле и на высоте нескольких километров взорвался.

Ноктюрн на флейте огурцов

Это называется вкусная музыка. Маленький оркестр из Вены, созданный в 1998-м, исполняет классику, фолк и джаз. Скоро они отправятся в свой первый тур по Европе. А инструменты брать с собой не будут, сделают на месте. Потому что играет венский оркестр исключительно на овощах.

Из морковок, тыкв и огурцов, утверждают музыканты, можно извлекать звуки, которые нелегко "выжать" из обычных инструментов. Иногда это похоже на крики животных, иногда вообще ни на что не похоже...

Чтобы сделать морковную флейту, нужно не больше получаса, а огурцефон из перца и огурца получается за 15 минут. Цимбалы в оркестре -- из баклажана, барабаны -- из тыквы, а в принципе, как говорят дудящие в огурец, можно сделать инструмент из чего угодно, лишь бы материал был не гнилой. Звучание дополняют ножи и миксеры. Оркестр уже выпустил один СD (можно заказать в австрийском интернет-магазине www.extraplatte.at).

Кроме 8 исполнителей (ни один из них не является вегетарианцем), в оркестре есть техник по звуку и повар: после каждого концерта он варит суп из инструментов, которым музыканты угощают слушателей. Чтобы "насладились тем, что только что услышали".

Просто мамочки никогда не запрещали им играть с едой....

Фараон закрылся еще одной дверью

Робот, посланный в сердце пирамиды Хеопса, вернулся ни с чем. Как и было задумано, он прополз 64 м по узкому наклонному туннелю, достиг загадочной известняковой дверцы, проделал в ней дырку и просунул оптоволоконный кабель. Но древние строители умели хранить секреты. Там оказалась еще одна дверь. 4 тысячи лет скрытая от человеческого глаза.

Чтобы понять, как пролезть дальше, ученым нужно работать над роботом как минимум год.

Лианы обезумели

В джунглях Амазонки сошли с ума лианы. За последние 20 лет их стало в три раза больше, чем прежде.

Биологи из университета Лидса давно наблюдают за развитием тропического леса в Перу, Боливии и Эквадоре. И обнаружили, что тропические паразиты, достигающие в диаметре 15 см, а в длину -- 70 м, по неизвестным причинам разрослись повсюду.

Что для Тарзана хорошо, для леса -- не очень. Ползущие растения ломают ветви и заслоняют солнце, и многие деревья погибают. Потому пользы от джунглей, перерабатывающих парниковые газы, станет меньше.

Пиво оказалось насущнее хлеба

Следы алкоголя обнаружились в 9000-летних жилищах человека. Выходит, предки узнали вкус пива на целых 5000 лет раньше, чем предполагали ученые.

Археолог Меррин Динли из Манчестера, исследовав останки древних поселений, пришел к выводу, что зерно поначалу выращивали вовсе не для хлеба. Первое, что люди научились из него делать, -- сладкий и питательный солод. А потом случайно смешали его с водой, получив первое пиво.

По одной из гипотез, древние люди даже горшки изобрели для того, чтобы было в чем держать драгоценный напиток. И печи нужны были им для того, чтобы это пиво варить.

Мы с тобой одной крови?

Каждому по вере его -- помните? Слышали, как плачут друиды: мы исчезнем, если вы нас забудете? Знаете, что молнии метали боги, пока люди не открыли электричество? И что миф совсем не выдумка, а лишь вид на темную сторону Луны... И в действительности все именно так, как мы придумали. Возьмем хотя бы стигматы -- кровавые раны Христа на ладонях фанатически верующих, которые никто не наносил. Нас настигает то, чего мы боимся. И мы становимся теми, о ком думаем.

В плену чужого сознания

"Как обертываться Ясным Соколом, как парить птицей легкой в подоблачье, превращаться как в Волка Серого, рыскать Волком по лесу дремучему и как стать Златорогим Туром и скакать горами высокими, обращаться как быстрой щукою и по синему морю разгуливать"

(Песни птицы Гамаюн).

Limen -- порог с латыни. Оборотней зовут лиминальными существами, ведь человек на пороге превращения принадлежит обоим мирам. Миру человеческому и миру животному: сознание его двоится. И он сам не знает, кто он. И совсем ему не так сладко живется, как о том в сказке сказывается.

Ликантропию -- волчье сумасшествие -- открыли эллины. Это форма безумия, впав в которую, человек считает себя волком (или другим животным) и ведет себя соответственно. В прогрессивной Древней Греции таких людей лечили, а в мрачное средневековье сжигали. Ликантропы под пытками или в состоянии очередного "волчьего" помутнения рассудка описывали свои злодейства с леденящими кровь подробностями. Из подобных "дел" рождались легенды и кочевали из страны в страну.

В 16-м веке во Франции вера в превращения была столь сильна, что французский парламент принял закон об истреблении оборотней, потому что французские крестьяне в отдаленных районах страны боялись выходить из дома по ночам. Они верили, что на них может напасть Луп-Гару (тот же вервольф, только по-французски). А на севере Германии считали, что произнесение слова "волк" в декабре провоцирует нападение на них оборотней. В Норвегии рожденные в начале високосного года считались склонными к оборотничеству. А датчане распознавали своих оборотней по форме бровей. Да, немало народу пострадало и за узкие скулы, и за острую форму клыков...

Любопытно, что в Англии к оборотням относились гораздо снисходительнее. Предположительно, причиной благодушия было вымирание волчьей породы на Альбионе. Островитяне забыли, кого бояться. Английский король Яков I писал, что оборотни -- это не одержимые демонами или злыми духами, а просто впавшие в самообман меланхолики, которые подражают в своем поведении волкам и опасны только ввиду отсутствия у них всякого рассудка.

Современный нам английский биофизик Джон Хеннман ввел в научный оборот термин transmemory (пересаживающаяся, или блуждающая память), рожденный на стыке биофизики и психиатрии. Это кратковременное отключение сознания, впадение в интеллектуальную кому, во время которой больному припоминаются события, никогда не имевшие места в его личном опыте.

При этом человек как бы превращается в другое существо, обычно в зверя: у него укрупняются ногти (или, наоборот, уменьшаются до размера птичьих коготков); увеличивается волосяной покров, уменьшаются ушные раковины до кошачьего размера; появляются новые привычки (как правило, постыдные, так как они, в принципе, несвойственны человеку). Больной оказывается в плену чужого, звериного сознания. Например, одна женщина 44-х лет в таком состоянии видела свой дом с высоты люстры, а в нем -- загадочных двуногих и двуруких существ с огромными зубами, пальцами, ушами. Есть она просила только семечки и зерна.

Есть и другие версии возникновения легенд об оборотнях. Например, доктор Ли Иллис из Хэмпшира в 1963 году представил в Королевское медицинское общество доклад "О порфирии и этиологии (причинах болезни) оборотней". Это медицинское обоснование вспышек ликантропии в Европе и других частях мира в разные времена.

Например, Иллис рассказывает, что в 1591 году некому прусскому герцогу был представлен вервольф, страдающий врожденной порфирией. Это был злобный мужик, имевший на лице множество шрамов. За ним долго и бдительно наблюдали, но так и не увидели, чтобы этот вервольф когда-нибудь менял свой человеческий облик, как бы мало человеческого в нем ни оставалось.

Среди племен тораджи (Индонезия) оборотнями считаются обладатели бегающих глаз с темно-зелеными тенями под ними. Сон их неглубокий. Они имеют длинный язык, красные губы и зубы. Волосы у них стоят дыбом.

Описания этих людей точно соответствуют физическим симптомам крайних форм порфирии, известных медицине. Эта болезнь связана с генетическими нарушениями, приводящими к везикулярной эритеме. Иными словами, кожа больного становится очень чувствительной к свету, особенно к солнечному, и под его воздействием покрывается воспаленными пятнами. Поэтому ночные прогулки для больного порфирией предпочтительнее дневных. Часто физические нарушения сопровождаются расстройством нервной системы от легкой истерии до маниакально-депрессивного психоза и исступленного бреда -- в средние века всего этого было достаточно, чтобы приговорить больного к смерти, как оборотня.

К счастью, разновидность порфирии, рассматриваемая доктором Иллисом, встречается крайне редко, но увы, практически повсеместно. "Единственная страна, -- пишет Иллис, -- в которой не существует мифа о вервольфе -- это Цейлон, и там не было зарегистрировано ни одного случая порфирии".

В сторону волка

Все эти сказки сном он считал, но вкус мертвечины во рту ощущал.

(Пер Сивле "Баллада об оборотне")

Мифический царь Аркадии по имени Ликаон однажды накормил Зевса человечиной. По разным версиям изжарен был сын, внук или раб царя. Ликаону было интересно, удастся ли обмануть бога, заставить его нарушить табу и съесть человеческое мясо. Зевс превратил царя в кровожадного волка за этот негуманный опыт. И хотя превращать людей в деревья и животных было в порядке вещей у древнегреческих богов, именно "проклятье Ликаона" кладет начало европейским легендам о вервольфах.

Кроме оборотней-жертв или действительно больных людей, существовали оборотни "по желанию". Некоторые верили, что для превращения человека в зверя можно эффективно использовать растения, и с 15 века было замешено не одно диковинное варево теми, кто пытался стать волком.

Обернувшись волками, колдуны и ведьмы проживали звериную ночную часть своей жизни, а с рассветом возвращались к человеческим делам. И облик-то звериный им нужен был для выполнения неких задач, обычным способом неразрешимых.

Психология и антропология давно уже выявили механизмы вживания в образ зверя. Германский воин, рычавший, как медведь, или лаявший, как собака, надевший на себя шкуру волка или вепря, как бы на самом деле становился медведем, волком, бешеной собакой или вепрем.

Воины, называвшие себя вульфхеднарами (облаченный в шкуру волка, воплотившийся в волка), были свирепы, безжалостны и бесстыдны. Не признавали человеческих норм поведения, устраивали дикие оргии, но зато и были непобедимы на поле брани.

А дело в том, что нервная система человека способна вырабатывать наркотические вещества. Воздействуют они непосредственно на центры наслаждения мозга и, как положено наркотикам, вызывают привыкание. Вульфхеднары, как и их собратья берсерки (воины-медведи), становились заложниками собственной ярости. Привыкнув, они были вынуждены искать острых ощущений. В одной из саг говорится о 12 братьях-берсерках. У них стало обычаем, находясь среди своих и почувствовав припадок ярости, сходить с корабля на берег и кидаться там большими камнями, выворачивать с корнем деревья, иначе в своей ярости они покалечили бы или убили родных и друзей.

Воин-зверь фактически не мог быть сражен в бою. Даже смертельно раненный, он умирал, лишь когда остывала его боевая ярость. Вульфхеднаров берегла "мудрость безумия". Расторможенное сознание включало крайнюю быстроту реакции, обостряло периферическое зрение и, вероятно, обеспечивало некоторые экстрасенсорные навыки.

С принятием христианства вульфхеднаров стали считать за одержимых, отпугивать огнем, словно самых настоящих волков, и забивать насмерть деревянными кольями (ибо считалось, что железо не уязвляет одержимых), а тела сбрасывали в овраг без погребения...

В сторону лисы

"Она заявила ему сама, что она лиса, но он так влюбленно приник к ее прелести, что и не подумал изумиться. Затем она сказала ему еще, что ее сестра страшно ядовита, что она уже убила троих, так что всякий, кто ею соблазнится, непременно погибнет".

(Пу Сун-лин "Четвертая Ху")

Китайские оборотни -- лисы -- совершенно не похожи на европейских верфольфов. Это, как правило, образованные, изысканные существа, обладающие способностью к колдовству. Это могут быть мифические девятихвостые лисы, чьи голоса похожи на плач младенцев, а могут быть обычные полевые лисы, но чем они старше, тем больше их способности к колдовству и меньше их злые намерения. Пятидесятилетняя лиса может превратиться в женщину, столетняя может стать мужчиной и вступить в отношения с женщиной. А через тысячу лет лисе открываются законы Неба, и она становится Небесной Лисой.

В китайской традиции лисы прочно связаны с мертвыми, потому что роют свои норы в старых могилах, как правило, заброшенных, или рядом с ними. Часто бывает, что лиса присваивает себе фамилию того рода, в могиле которого живет, или даже выдает себя непосредственно за покойного. Связь с мертвым, пусть даже чисто соседская, отчасти объясняет вредоносные свойства приписываемые лисе: и лиса, и душа умершего способны принимать людской облик и вступать в материальный контакт с живыми.

В человеческом облике лисы обольщают и морочат так, что их жертвы забывают обо всем и готовы реально "душу дьяволу отдать за ночь" с лисой. Именно того лиса-оборотень и добивается, ведь при физической близости она получает от мужчины его жизненную энергию, необходимую для дальнейшего совершенствования волшебных своих умений. Тем временем светлое начало лисьего любовника насильственным образом убывает. Он худеет, слабеет, а то и умирает от истощения. Лиса ищет новую жертву и продолжает путь совершенствования. В идеале она в конце концов становится бессмертной, переходит в касту тысячелетних лис, становится святой (сянь ху, часто как раз о такой лисе говорится, что она белого цвета или девятихвостая) и уходит от суетных страстей. Больше она не растрачивает себя на отношения с мужчинами -- по своему поведению это, скорее, лиса-праведница.

Лиса постоянно разгуливает в человеческом облике, и только когда ей нужно спасаться бегством, то, неважно, днем ли, ночью, но она при всем честном народе падает на четвереньки и зверьком убегает от опасности. Ее можно заставить показать истинный облик, поднеся огонь близко к лицу. А также оборотень может становиться лисой в глубоком сне, переставая себя контролировать.

Чтобы совершить обратное превращение, лиса берет теменную кость умершей женщины (или мужчины, если хочет стать мужчиной), кладет эту кость себе на голову и кланяется Луне. Если превращению суждено совершиться, то кость удержится на голове при всех 49 поклонах.

Начиная с династии Тан (7-9 века), китайцы стали поклоняться фее-лисе. Подносить ей человеческую еду и питье, чтобы умилостивить. В то время появилась поговорка "Там, где нет лисы, нельзя деревню основать".

В 17 веке в городской повести лиса-оборотень уже распространенный персонаж. Это прекрасная женщина, может быть, даже слишком красивая и слишком одаренная для дочери человеческой, но мало в чем проявляющая свои сверхъестественные способности. Дева-лиса, прекрасная и своенравная, равно способная к добру и к злу. От связи лисы с человеком родятся дети, и у них нет никаких лисьих признаков, но уготовано великое будущее.

А праведных лис-фей уже причислили к четырем великим семействам животных вместе с хорьком, ежом и змеей. В деревнях в честь них сооружают маленькие кумирни, им приносят жертвы, моля о содействии в делах, спокойствии в доме и достатке.

Вы проходите по китайским полям и вдруг видите, что перед каким-то курганом стоит стол, на нем сосуды, знамена, знаки и все вещи, приличные храму. Вы осведомляетесь у прохожего китайца, что это такое, и слышите в ответ: "Это -- фея-лиса". Она, видите ли, живет где-то тут в норе, и ее упрашивают не вредить бедному народу, а напротив, благодетельствовать, как положено святым.

В стране медведя

"Тогда жена его старшего брата, взяв одну из шкур, надела ее на себя -- стала медведем. Спустилась к выходу, ударила по краю берлоги, затем, когда нивхи с копьями приготовились, вышла наружу. Несколько раз ее копьями кололи, она упала, и ее убили. Разрезали, поджарив, ели. Герой, видя каким-то образом всю эту сцену, подумал, что "медведь -- тоже человек" и что нивхи едят мясо людей, похожих на них".

("Кто такие медведи", мифы нивхов).

Медведь у многих народов зверь тотемный, отчасти божественный, отчасти инфернальный. Например, у славян медведь связан с богом Велесом, о котором известно, что он большой любитель веселья, прекрасно играет на гуслях, силен, нравом буен, своеволен и связан с иным миром.

Медведь по строению напоминает человека (особенно, без шкуры). Как тут не догадаться о таинственном родстве? Между прочим, снятие шкуры с убитого зверя ритуально означало его возвращение миру людей.

В отличие от вервольфа, который изначально человек, и от лисы, которая изначально животное, медведь может быть зверем и человеком практически одновременно. Во всем северном фольклоре распространен мифический сюжет о девушке, попадающей в лес и становящейся женой медведя. Дети от таких браков, естественно, рождаются оборотнями. То есть фактически медведями и людьми одновременно.

Сибиряки, разгуливающие в огромных шубах, настолько сами себе напоминали увальней-медведей, что особых метаморфоз им претерпевать не приходилось, чтобы стать зверем. Любой колдун мог превратиться в медведя в подполе собственного дома, перевернувшись или перескочив через 12 ножей. По другой версии, перескакивать через ножи следовало на перекрестке. Для обратного превращения необходимо было совершить обратный перескок. Сургутяне рассказывают про одного медведя-оборотня, на которого "было жалостно глядеть", когда он скитался по лесам, не привыкший к условиям медвежьей жизни и не будучи в состоянии снова сделаться человеком, так как его ножи кто-то свистнул...

Есть и третий тип оборотней-медведей. Это люди, проклятые отцом и матерью. При свежевании такого зверя под его шкурой оказывались "мужичья опояска либо бабий поясок".

В русских сказках медведь выступает либо как неговорящий, но понимающий зверь -- враг человека, либо как оборотень, умеющий говорить человеческим голосом -- зверь всеведущий, всесильный, вольный карать и миловать.

До конца 19 века среди сибирских охотников бытовало убеждение, что эти животные понимают человеческую речь. Русские охотники в Якутии, убив медведя, считали своим долгом извиниться перед ним, а также, видимо, боясь последствий, говорили его "душе": "Не я тебя убил, а тунгус". Так же поступали тунгусы и другие коренные народности, но вину перекладывали уже на русского. А ведь когда-то охотник, убивший медведя, делал тем самым его своим союзником против злых сил. Отрезанная медвежья лапа считалась оберегом.

Медведь -- предок, родственник, исполнитель божественной воли, тотем, охранник и враг, и просто человек, лишь более сильный и более несчастный. Как лев для африканцев, как ягуар для индейцев Южной Америки, как акула для жителей Океании. Нет на земле зверя, птицы и даже насекомого, не замеченного в оборотничестве. Только сущность их разная: иная лягушка в душе царевна, а иной царевич по сути тамбовский волк.

Ирина БАХТИНА

Открытые письма

Во первых строках процитирую: "Три, четырнадцать, шестнадцать, девяносто два и шесть". Да вы что, издеваетесь?????

Пятнадцать. Ну конечно. Издеваемся.

А теперь продолжаем разговор... (см. Открытые письма в выпуске 73). Тут и еще письмо подоспело, так что их теперь на эту тему два.

Выпуск № 70 "О наркотиках"
Интересуюсь темой, затронутой в этом выпуске, уже несколько лет и знаком с ней не понаслышке. Сначала о неточностях.
Во-первых, в статье про ЛСД раздел "Одержимый демоном" буквально вырван из контекста книги Альберта Хофманна "ЛСД -- мой трудный ребенок". В результате смысл полностью искажается. Я читал оригинал и могу это утверждать!
Во-вторых:
"Не была установлена лишь смертельная доза ЛСД для человека". Это действительно так. Но считается, что она составляет приблизительно 5000 (пять тысяч) максимальных эффективных доз. Этот вывод сделан на основе опытов с животными. На человеке, естественно, такие "опыты" не ставили.
В-третьих: "Ведь до этого не было известно ни одного психоактивного вещества, вызывающего реакцию в меньших миллиграмма (доза ЛСД-25 на три порядка меньше) количествах".
Эффективная доза ЛСД составляет от 50 до 500 микрограмм (или от 0,05 до 0,5 миллиграмма). У вас же получается на два порядка меньше.
В-четвертых, в статье про экстази (МДМА, Адам, Ангельская пыль) физиологическая опасность данного вещества СИЛЬНО преувеличена! И опасность эта возникает, по-видимому, действительно из-за перегрева организма. Только вот кто заставлял этих молодых людей прыгать подобно сумасшедшим обезьянам под звуки рейва безостановочно часами? Они бы еще в кастрюлю с кипятком прыгнули! Привожу здесь цитату из книги TIHKAL Александра Шульгина (именно он впервые синтезировал экстази):
"Считается, что около пяти миллионов человек в одной только Великобритании употребляли данное вещество. Зарегистрированных смертельных случаев только пять. Я считаю, что МДМА один из самых безопасных лекарственных препаратов". И это при совершенно бесконтрольном применении! Я склонен больше верить человеку, который посвятил многие годы своей жизни изучению и практическому использованию в психотерапии (успешному, между прочим!) этого вещества, чем информации неизвестного происхождения.
А теперь о ГЛАВНОМ:
Разберемся с терминологией. Вещества, о которых шла речь в выпуске, обычно называют психоделическими, или просто психоделики (от греч. "психо" -- душа, "делик" -- расширять). Сюда относят ЛСД, псилоцибин и псилоцин (активные вещества "мексиканских" грибов), мескалин, экстази, различные триптамины и еще множество веществ синтетического и природного происхождения. Именно о проблемах, связанных с употреблением и злоупотреблением психоделическими веществами, я и хотел бы поговорить. Проблемах реальных и проблемах надуманных. А также о том, могут ли эти вещества что-нибудь дать людям и если могут, то что именно.
Проблемы физиологические.
Начнем с того, что большинство психоделиков вообще некорректно называть наркотиками. По той простой причине, что они не вызывают физической зависимости и, соответственно, абстиненции при отмене. Даже после продолжительного применения. А что касается зависимости психологической: дело в том, что она может возникнуть от всего, что приносит конкретному человеку положительные эмоции и моральное удовлетворение, будь то психоактивные вещества, любимая работа или бесконечные мексиканские сериалы. И тут все зависит только от самого человека, сузит ли он круг своих интересов до чего-то одного или будет разносторонне развитой личностью. А в том, что эти вещества люди пытаются использовать в качестве наркотиков, во многом виноваты сами власти, так как упорно называют их наркотиками.
Что касается вреда здоровью. Большинство психоделиков физиологически абсолютно безвредны. Для ЛСД, псилоцибина и псилоцина это верно на 100%. И спорить с этим не берутся даже ярые противники применения любых психоактивных веществ. По поводу экстази читайте выше. Но мескалин, например, разрушает печень. Так что бывают и исключения.
Насчет возможной передозировки. Смертельная доза для ЛСД составляет 5000 максимальных эффективных доз, для псилоцибина и псилоцина -- 400-500. При этом сила действия ЛСД, псилоцибина или псилоцина не возрастает, если использовать дозы выше максимально эффективной. Так что передозировка здесь практически невозможна. Подобная ситуация характерна для большинства психоделиков. Естественно, возможны исключения.
Теперь разберемся с проблемами психологическими. Главная проблема состоит в том, что к этим веществам нельзя относиться как к источникам получения удовольствия. При таком подходе потребление подобных препаратов чревато тем, что, в лучшем случае, никакого особого удовольствия не будет, а переживания могут быть настолько пугающими, что желания повторить не возникнет (я не имею в виду экстази). А в худшем -- можно заработать себе невроз, а то и психоз на всю оставшуюся жизнь. Или погибнуть от несчастного случая. Или совершить самоубийство. Но разве можно объяснить это людям, жаждущим в жизни лишь кайфа? Вся идеология современного прозападного и проамериканского общества построена на получении этого самого удовольствия.
А ведь психоделические вещества активно применялись практически во всех доиндустриальных культурах для лечения душевных болезней, сакральных обрядов общения с богами и духами, шаманизма. Применялись весьма успешно и считались священными и магическими. Применялись на протяжении тысячелетий!
Вот несколько примеров.
В Центральной Америке различные доколумбовские культуры (ацтеки, толтеки, майя) и современные племена индейцев использовали несколько различных растений с психоделическими свойствами. Наиболее известные из этих растений -- кактус пейот (содержит мескалин) и священный гриб теонананкатль, или "тело бога" (содержит псилоцин и псилоцибин). Они использовались в ритуальных целях и целительстве.
Наиболее известный южноамериканский психоделик аяхуаска, или йяге, приготавливаемый из коры лесной лианы Baristeriopsis caapi и известный в Бразилии, Перу, Эквадоре и Колумбии. Он применяется в драматических ритуалах совершеннолетия, а еще известен тем, что вызывает очищение, исцеление и видения.
Древнеиндийская сома, занесенная в Индию арийскими кочевниками, оказала глубокое влияние на развитие религии и философии индуизма. Сто двадцать стихов "Ригведы", посвященные соме, восхваляют ее необыкновенные свойства и воздействие на почитателей: их охватывал экстаз, и они оказывались "наполовину на земле, наполовину на небе".
В Древней Греции на протяжении примерно 2000 лет, с приблизительно 1500 года до нашей эры до четвертого века нашей эры, ежегодно праздновались Элевсинские мистерии. Заканчивались они церемонией посвящения, которая происходила ночью. Хорошо известно, что тем, кто принимал посвящение, во время заключительной церемонии подавали напиток кикеон. Есть все основания полагать, что кикеон действовал благодаря ЛСД-подобному препарату. Платон, Цицерон, многие римские императоры, такие, как Гардиан и Марк Аврелий, и много других известных античных личностей приняли это посвящение. Культурно-историческое значение Элевсинских мистерий, их влияние на античную культуру и всю европейскую историю едва ли можно переоценить.
Активные современные исследования начинаются с момента открытия Альбертом Хофманном удивительных свойств ЛСД в 1943 году. Известный ученый-психолог Станислав Гроф проводил исследования психоделиков (в основном ЛСД) в течение тридцати лет. Тысячи людей принимали в них участие. И пришел к выводу, что психоделики -- если они употребляются должным образом и под квалифицированным руководством -- являются великолепным средством для психиатрии и психологии. "Я надеюсь, что в не столь отдаленном будущем эти уникальные средства будут возвращены психиатрии и психологии", "эти техники можно будет употреблять с необходимой гибкостью для безопасной и эффективной психотерапии и самоисследования", -- пишет он в своей книге "Путешествие в поисках себя."
Химик и фармаколог Александр Шульгин много лет занимался созданием и изучением свойств психоделических препаратов. Так, например, психотерапия с использованием разработанного им МДМА (экстази) применялась для решения семейных проблем и лечения от алкоголизма. Успешно применялась! Вот цитата из его книги TIHKAL: "Было чувство, что Господь входит в твою душу, и в ней воцаряется мир. Смотришь на ближнего и чувствуешь, что любишь его. Сострадание -- вы понимаете? А для супружеских пар это было просто чудо: все чувства, которые они испытывали друг к другу когда-то -- понимаете? -- возвращались, как будто это был их первый день после свадьбы".
К сожалению, события, происходившие в США и странах Европы (а именно -- массовое и бесконтрольное потребление психоделических средств) в 60-е годы прошлого столетия дали властям повод запретить применение этих веществ и, самое главное, дальнейшие исследования в этой области, мотивируя это их "бесперспективностью и опасностью для общества". То есть фактически объявили этим веществам войну. И это при том, что многие ученые и врачи, видя огромные перспективы применения этих веществ в прихиатрии и психологии, буквально умоляли власти разрешить продолжать исследования.
Власти продолжают вести эту беспощадную войну по сей день, упорно называя все психоделические вещества (и любые другие психоактивные вещества, кроме, конечно, разрешенных, таких, как алкоголь, никотин, кофеин) наркотиками. Войну бессмысленную и кровопролитную, не приносящую никаких положительных результатов. Тем более что войну эту для властей осложняет тот факт, что растения, содержащие психоделические вещества, растут практически в каждом уголке планеты (кроме разве что полюсов и приполярных широт). Так ареал произрастания псилоцибиновых грибов, содержащих псилоцин и псилоцибин, -- от экватора до почти полярного круга (как северного, так и южного). Один из видов вьюнка, называемый Morning Glory и растущий повсеместно на территории США, содержит в своих семенах алкалоид, близкий родственник ЛСД (тоже лизергид). Для получения эффекта, практически неотличимого от ЛСД, достаточно проглотить 5-10 небольших семян. Список можно продолжать еще очень долго, так как количество видов таких растений исчисляется сотнями.
А может, все-таки хватит воевать? Может, стоит просто изменить свое отношение к этим веществам? И для начала перестать называть их наркотиками и тем самым подогревать интерес любителей удовольствий. И заняться изучением возможности их конструктивного использования. Может, тогда что-нибудь изменится? В лучшую сторону:
Итак, ВЫВОД.
Безответственное потребление психоделических да и любых психоактивных веществ может принести только вред. Огромный потенциал психоделических веществ в области лечения душевных болезней, исследований сознания и духовных практик доказан тысячелетиями успешного применения в подавляющем большинстве доиндустриальных человеческих культур, а также научными исследованиями, проведенными, в основном, в середине прошлого века.
Почитайте работы Грофа, Шульгина и того же Хофманна. Но, видимо, современным психиатрам удобнее "лечить" психически больных людей галоперидолом и накачивать "по самые уши" транквилизаторами. А затем еще электрошоком, чтобы жизнь медом не казалась. Как вы думаете, многие вылечиваются? Посмотрите статистику.
А властям совсем не нужны духовно развитые граждане. Потому что гораздо легче управлять послушным стадом баранов, помахивая у них перед носом пряником в виде заветных зеленых бумажек и подгоняя сзади кнутом в лице многочисленных силовых структур, и непрерывно "промывая мозги" через СМИ. И вперед, к процветанию и всеобщему счастью.
И напоследок одна цитата.
"Было такое растение, табак. Он был священным растением у многих народов. Его дух был силен, и он улучшал дух того, кто приходил к нему. Те, кто курили вместе табак, не могли, например, солгать друг другу. Там, где курился табак, было чисто, там обдумывались главные мысли. Им заклинали злых духов и привлекали своих. Им лечили больных. Это было растение силы. Табак не стал запретным у белого человека. Белый человек взял его у индейцев, подружился с ним, стал разводить на многих новых землях. И вот табак постепенно стал частью совсем другой истории. Не надо ее прослеживать, но легко увидеть результат. Сигареты курятся на бегу. Окурками засыпают траву. В этих сигаретах и табака-то совсем немного. Пачки, пачки, пачки, гигантские рекламные щиты с ложью и бессмыслицей, ни капли уважения, постоянные "дозы" без всякого, хотя бы секундного, просветления. Где твой дух, табак? Дух-то на месте, но быть принцессой и посудомойкой -- разные роли, в разных историях". (Соколов Д.Ю. Психогенные грибы.)
А тем, кто еще не разучился Думать, вот несколько полезных ссылок:
Альберт Хофманн. ЛСД -- мой трудный ребенок.
http://www.high.ru/library/hofmann/my_problem_child.html
Александр Шульгин. TIHKAL.
http://www.high.ru/library/shulgin/tihkal.html
Станислав Гроф. Путешествие в поисках себя.
http://www.high.ru/library/grof/The_Adventure_of_Self-Discovery.html
Станислав Гроф. Области человеческого бессознательного.
http://www.astrologos.ru/AstroLogos_Library/Transp/Grof/Grof2.htm
Теренс Маккенна. Пища Богов.
http://www.high.ru/library/makkenna/fotg.html
Олдос Хаксли. Двери восприятия.
http://www.high.ru/library/huxley/Doors_of_Perception.html
Олдос Хаксли. Ад и Рай.
http://www.high.ru/library/huxley/Heaven_and_Hell.html
Соколов Д. Ю. Психогенные грибы.
Интернет-магазин "Топ-книга" (http://www.top-kniga.ru/)

Выпуск № 73 Открытые письма
Вот вы сказали, что ЛСД является наркотиком (я? там прописано было, помнится, "по советским определениям") и указали на некомпетентность человека, который пытался доказать обратное. Между прочим, список запрещенных к обороту веществ именуется так: "Сводная таблица заключений постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, обнаруженных в незаконном владении или обороте". Вот и психоделики там действительно занесены в ряд наркотиков, а не психотропных средств, но ведь кайфа-то никакого от них нет и привыкания никакого. Они лишь изменяют психику употребившего. Вернее, даже не сами вещества, они лишь инструмент -- они открывают двери для этих изменений...
А почему их именуют наркотиками, так это вполне ясно любому, кто употребил хотя бы раз один из психоделиков -- изменение сознания граждан гораздо опаснее для государства, чем наркомания. Потому как под психоделиками человек понимает, что все, чем занимаются люди на земле, -- полнейшая глупость, о чем, кстати, говорил тот же Кастанеда или школы Дзен, но вот чтобы достичь такого осознания, нужны годы практики, а с психоделиками проще... А опасность, если вы еще не поняли (да дошло, "спасибо большое, блин". -- Т.) в том, что если вдруг большинство попробует и поймет, что государство и все прочее не нужны, как и навязываемые толпе ценности (машина, дом, богатство, дети и т.п.), то...
В любом случае я-то грибы ел (нет, я не буду говорить "вали грибоедова!" -- Т.) и знаю, что говорю, в отличие от "человека, который хорошо разбирается в теме (а что, разве нет? Это, если вы не поняли, об авторе первого письма). Я на все сто убежден, что этот человек веществ ни разу не пробовал и судит по книжкам тех, кто их также не пробовал, а лишь наблюдал за реакцией людей, которые их принимали. Причем дают вещества людям неподготовленным... Почитайте того же Грофа, так он сначала людям объяснял, как правильно себя вести... -- его сеансы людям пользу приносили, а не вред. Вещество нейтрально. Это как молотком можно гвоздь забить, а можно и башку проломить. Так что, давайте запретим молотки?
Ладно, прекращаю спор. Все равно вы мое письмо не опубликуете или опубликуете, исключив что-то (это верно, и так слишком длинно получилось -- Т.), без чего правильно понять меня будет невозможно. У нас ведь в прессе запрещено говорить о "наркотиках" в положительном тоне... Удачи вам в ваших заблуждениях.
А я пойду своим путем, мне с госаппаратом и навязываемой всем через СМИ системой ценностей не по пути.
Геннадий

На этом предлагаю тему закрыть. Молотки запрещать не будем, грибы тоже. Пошла радоваться своим маленьким пошлым ценностям.

использованы материалы из еженедельной газеты "kоMоk"



www.koMok.ru

Web-portal @Kokshetau Online



free counters

Дайджест интересных статей